Отдел логистики. Быть или не быть?

Наверняка Вам приходилось отвечать на вопрос: «Кем Вы работаете?».

Честно говоря, меня этот вопрос каждый раз вводит в замешательство. Обычно я отвечаю так: «Аналитик в консалтинговой фирме. В сфере логистики». Тут уже мой собеседник входит в  ступор, и поэтому я суетливо добавляю: «Транспортная и складская логистика, управление товарными запасами, политика закупок…» Все. Огонек понимания зажегся в его глазах, можно продолжать разговор.

Думаю, почти любое коммерческое предприятие сталкивается с «проблемами в сфере логистики». Вот только вряд ли прораб Петрович оперирует такими категориями, объясняя начскладу Семеновичу, что он с ним сделает, если зарезервированные неделю назад материалы немедленно не начнут отгружать на его объект. Или гендиректор, выясняя в отделе закупок, зачем они закупили еще 100 чугунных ванн, если уже полгода не могут продать те 600, что пылятся на складе. Ну, а что говорят грузчики, когда им предлагают задержаться «на часок», чтобы загрузить фуру, подъехавшую к воротам склада в конце рабочего дня – это уже вовсе не для моих ушей. Особенно, если таких фур по 5 штук каждую неделю, а то еще и по субботам. Да и когда тут вспоминать о логистике, если на поиски каждого артикула уходит по полчаса и по закону подлости все нужное почти всегда оказывается в таком месте, что нужно еще полчаса и два грузчика, чтоб до него только добраться. Это все рабочие моменты, или как принято сейчас говорить: «трудовые будни».

Поэтому функционирующему предприятию, да еще и успешно функционирующему предприятию, некогда задаваться вопросом, нужен ли ему отдел логистики или нет. Ему нужно рабочие моменты решать, а не разговоры разговаривать. Правда, это все, как говорится, до «жареного петуха», если тот, конечно, еще найдет, во что клюнуть.

Вопросом «нужен ли фирме отдел логистики?» предприятие задается либо в момент создания, либо в выше обозначенный момент реорганизации. А если нужен, то для чего? Тут, конечно, можно было бы передрать определение логистики из какого-нибудь учебника, но это было бы нечестно, ни по отношению к читателю, ни по отношению к Семеновичу, который еще, пожалуй, обидится, услышав от Петровича вместо доступных определений что-то новенькое.

Итак, в идеале отдел логистики решает вопросы:

1)      Где размещать производственные комплексы и склады? У кого закупать товары, сырье, материалы и пр.? Привлечь ли стороннюю транспортную компанию или сформировать собственную службу? Открывать ли сеть магазинов розничной торговли или ограничиться оптовыми продажами?.. Такие вопросы являются ключевыми для организации бизнеса. И конечно, бизнесмен решает их вне зависимости, есть у него отдел логистики или нет, решает их, не подозревая, что в это время создает  логистическую инфраструктуру  собственного предприятия.

2)      Сколько товара хранится на складе? Сколько, когда и какой товар нужно заказать, чтобы избежать дефицита или затоваривания склада? Какой будет спрос на мою продукцию в следующем году? Продажа каких товаров наиболее выгодна? Какие товары следует перенести в категорию «под заказ»? Какие клиенты являются для компании ключевыми?.. Ответы на эти вопросы формируют систему управления товарными запасами и политику закупок, помогают обеспечить желаемый уровень сервиса. Но для того, чтобы ответить на них, нужна хорошо отлаженная информационная система, включающая в себя инструменты прогнозирования и контроля. Речь не идет о красивых графиках, которыми раз в квартал щеголяют менеджеры перед высоким начальством. Здесь нужна такая организация информационных потоков, которая бы позволила контролировать ситуацию от уровня обслуживания сделок (контроль состояния заказа) до уровня стратегического планирования.

3)      Как осуществить поставку «точно в срок»? Какой вид транспорта выбрать? Как избежать «заторов» на складе? Сколько машин нужно для обслуживания розничной сети? Как быстро окупится покупка собственного транспорта? Транспортная логистика, в т. ч. перевозка грузов, это то, что в большей мере ассоциируется у обывателя с логистикой. Результаты работы логистов здесь наиболее очевидны, так как связаны с минимизацией транспортных издержек.

4)      Каким должен быть склад? Какой должен быть штат рабочей смены склада? Как увеличить пропускную способность склада? Какое складское оборудование необходимо закупить? Какова должна быть площадь погрузо-разгрузочной зоны для крупнотоннажного и малотоннажного транспорта? зоны хранения готовых товаров? Сколько и каких должно быть погрузо-разгрузочных окон? Многие из этих вопросов адресуют архитекторам-проектировщикам, хотя на самом деле они находятся в ведение складской логистики. Без результатов анализа информации о том, какие транспортные и материальные потоки будут проходить через склад, ни один, даже самый талантливый архитектор не сможет спроектировать склад для Вашего предприятия.

Справедливости ради, надо отметить, что не каждое предприятие может себе позволить такой отдел логистики, чьей компетенции хватило бы на все перечисленные, а также многие другие вопросы. Западные компании обычно совмещают функционирование своего отдела логистики с привлечением аутсорсеров для решения узких задач (например, транспортных компаний для перевозки грузов), а так с приглашением консультантов для проведения аудита с последующей выработкой рекомендаций по интересующим вопросам.

Наша компания разработала инструмент – калькулятор транспортных издержек,  который  позволит Вам решить для себя один из логистических вопросов: «Что выгоднее, привлечение сторонней транспортной организации или создание собственной транспортной службы?».

Как показывает практика, наибольшей эффективности добиваются узкопрофильные предприятия. Поэтому, например, большинство компаний привлекают сторонние транспортные предприятия для организации перевозок товаров. Другое дело, что на российском рынке пока мало фирм, которые бы взялись решить весь комплекс вопросов транспортной логистики. Так что, делегируя перевозку грузов аутсорсеру, скорее всего, большую часть проблем в сфере логистики вы оставите себе.