на главную

 
Логистический консалтинг - новое направление развития инфраструктуры бизнеса

На современном этапе развития рыночного хозяйства в России значительная часть предприятий, стремится строить свою деятельность на основе логистики, чтобы достигать свои рыночные цели с минимальными затратами времени и ресурсов. Учитывая темпы роста отечественной экономики, очевидным становится тот факт, что с течением времени возникнет необходимость использования новейших логистических технологий современными предприятиями. В жесткой конкурентной среде возникает интерес сохранить конкурентоспособность при постоянных изменениях в технологиях, рынках сбыта и потребностях клиентов, что вынуждает непрерывно перестраивать корпоративную стратегию и тактику. Но для этого во многих случаях не хватает внутренних ресурсов для своевременного и адекватного реагирования на происходящие изменения, что диктует необходимость обращения за помощью к квалифицированным консультантам или компаниям, специализирующимся на предоставлении консалтинговых услуг, и, в частности, - на логистическом консалтинге.

Логистический консалтинг является одним из направлений управленческого консультирования, к которому можно также отнести информационный, маркетинговый, инновационный, финансовый, инвестиционный и другие виды консалтинга. В России услуги по логистическому консалтингу оказывают филиалы зарубежных консалтинговых агентств ("Ernst & Young", "Price Waterhouse Coopers" и др.) и относительно небольшое число отечественных исследовательских организаций.

Для того, чтобы раскрыть сущность логистического консалтинга, необходимо охарактеризовать связанные с ним понятия - "консалтинг", "управленческое консультирование". Юридическая энциклопедия отмечает, что консалтинг есть консультирование производителей, продавцов и покупателей по широкому кругу экономических и других вопросов, связанных с хозяйством и правом, в том числе во внешнеэкономической сфере[7,с.207]. В книге "Консультационные услуги в России"[3] в понятие консалтинга вкладывается оказание профессиональной помощи со стороны специалистов по управлению хозяйственным руководителям и управленческому персоналу различных организаций (клиенту) в решении проблем их функционирования и развития, осуществляемая в форме советов, рекомендаций и совместно вырабатываемых с клиентом решений".

Что касается понятия "управленческий консалтинг (менеджмент-консалтинг)", то Европейская Федерация ассоциаций консультантов по экономике и управлению (ФЕАКО), равно как и Американская Ассоциация консультантов по экономике и управлению (ACME), а также Институт менеджмент-консультантов (IMC), дают следующее определение: "Менеджмент-консалтинг заключается в предоставлении независимых советов и помощи по вопросам управления, включая определение и оценку проблем и/или возможностей, рекомендацию соответствующих мер и помощь в их реализации"[5].

В концентрированном виде "логистический консалтинг" можно охарактеризовать как оказание интеллектуальных услуг в области предоставления помощи руководителям предприятий в разработке комплексных и системных решений логистических проблем с целью оптимизации логистических активностей.

Областью приложения логистического консалтинга, в отличие от других видов управленческого консалтинга, является оптимизация логистических активностей, которые можно понимать как "логистические действия, операции или функции, направленные на совершенствование каких-либо процессов" [4, с.509]. Логистический консалтинг призван оптимизировать функциональные области логистики - закупочную, складскую, производственную, транспортную, сбытовую, управление запасами. Оптимизация может проводиться фрагментарно - например, технологическое проектирование складской системы, либо комплексно - формирование концепции логистики компании и стратегии ее развития с оптимизацией соответствующих бизнес-процессов.

Логистический консалтинг использует методы, модели и знания таких наук, как логистика; логистические и маркетинговые исследования; экономико-математические методы; информатика; менеджмент; маркетинг; управление проектами; психология и др.

Основными методами решения поставленных задач в рамках проведения логистического консалтинга являются:

    * моделирование бизнес-процессов с использованием методологий IDEF и ARIS;
    * экспертные методы;
    * моделирование деятельности предприятий в области логистики с помощью вероятностно-статистических методов имитационного моделирования;
    * методы эвристического анализа и синтеза;
    * методы линейного, нелинейного, динамического и стохастического программирования для решения оптимизационных экономических задач;
    * методы структурного анализа и структурной оптимизации.

В проектах по логистическому консалтингу большое значение имеет качество материально-технической базы проведения исследований. К ней можно отнести средства фиксации и перемещения информации (цифровой фотоаппарат, видеокамера, диктофон и др.), программное обеспечение, среди которого необходимо отметить средства моделирования логистических бизнес-процессов (ARIS, ERwin/BPwin, Rational Rose).

Логистический консалтинг можно рассматривать как способ решения логистических проблем на основе рекомендаций сторонних исследовательских организаций. Понятие "логистическая проблема" рассматривается как "несоответствие между фактическим и необходимым (желаемым) положением дел в логистизируемой системе, требующее исследования решения (устранения) на основе концепции логистики"[4, с.509]

Все проекты по логистическому консалтингу уникальны, поскольку цели и задачи логистизации разных предприятий разнообразны, различны бюджеты на осуществление изменений. Это обуславливает различие подходов к составу работ и механизму их проведения даже в рамках одной консалтинговой организации. В общем виде можно предложить такую схему подхода к проведению логистического консалтинга:

1. Анализ первичных требований заказчика и разработка плана проведения работ.
2. Диагностика логистической системы компании.
3. Анализ текущей ситуации в сфере логистики на предприятии, выявление "узких мест" и перспективных направлений логистизации.
4. Выработка рекомендаций по оптимизации.
5. Внедрение выработанных предложений по оптимизации.
6. Контроль за внедрением и подготовка заключительного отчета.
7. Послепроектное сопровождение бизнеса.

Главными требованиями к внешним консультантам при проведении логистического консалтинга являются:
 

1) умение провести анализ состояния логистики на предприятии, выявить проблемы;
2) на основе проведенного анализа сформулировать рекомендации по решению проблем и наметить пути дальнейшего совершенствования системы логистики предприятия.

Главной трудностью при проведении логистического консалтинга является то, что в ходе диагностики логистических проблем многие виды информации невозможно получить в связи с тем, что на предприятиях часто отсутствует система анализа внутрифирменной информации. Информация, если и сохраняется, то в основном, на бумажных носителях, а это значительно затрудняет ее анализ.

Информация, получаемая в ходе диагностики логистической системы компании, является основой для выработки рекомендаций. Для успешной организации процесса сбора и обработки логистической информации в фирме, проводящей логистический консалтинг, необходима исследовательская инфраструктура, к которой относятся:

1.Специалисты, обладающие опытом работы и специальными знаниями (навыками по сбору, систематизации и обработке информации), а также технический персонал, обеспечивающий процессы формирования (перераспределения) информационных массивов;
2. Методические разработки по обеспечению процедур сбора, обработки и интерпретации информации;
3. Материальная база, позволяющая реализовывать процедуры, включающая технические средства фиксации и перемещения информации, а также специальное программное обеспечение для ввода, обработки и вывода результатов исследований;
4. Вспомогательные информационные массивы, к которым можно отнести теоретические материалы, данные о рынках, логистической инфраструктуре регионов и т.п.

Пристального внимания заслуживают факторы, оказывающие влияние на привлечение внешних консультантов. Предприятие может самостоятельно проводить исследование функциональных областей логистики на своем предприятии либо заключить договор на их выполнение со специализированной организацией, которая предоставляет услуги логистического консалтинга. Выбор варианта организации исследований осуществляется с учетом следующих факторов:

1)наличие у потенциальных клиентов опыта проведения исследований и специалистов необходимой квалификации. Особенно важно учитывать этот фактор при использовании сложных методов проведения логистических исследований и обработки полученных результатов. Следует также учесть, что на многих предприятиях до сих пор отсутствуют не только аналитические отделы, но и наблюдается распыленность логистических функций по различным отделам при отсутствии их интеграции;

2)степень сложности и технологические особенности продукции. Очевидно, что специалисты предприятия знают их лучше, эта информация довольно трудно передаются привлеченным со стороны исследователям;

3)степень объективности результатов исследования и рекомендаций. Консалтинговые структуры обладают большей объективностью в своих оценках, они не представляют интересы определенных групп лиц;

4)наличие специального оборудования и программного обеспечения для обработки аналитических данных, чем, как правило, в большем объеме обладают специализированные консалтинговые организации;

5) опыт предыдущей работы с внешними консультантами. Очевидно, что при наличии положительного опыта, когда была реальная отдача от инвестиций в консалтинговые проекты, возможно принятие положительного решения о привлечении внешних консультантов;

6)стоимость услуг консалтинговых организаций. Очевидно, что предприятию самостоятельно придется решить задачу "сделать или купить"(make-or-buy)относительно привлечения сторонней организации. На сегодняшний момент многие из осознавших наличие проблем в области логистики предприятия считают, что дешевле их провести на собственными силами;

7) загруженность персонала у потенциального клиента. Очевидно, что при высокой напряженности трудовых процессов, наличии авральных периодов в работе, что также и является свидетельством наличия проблем, следует привлекать внешние аналитические источники.

На сегодняшний момент в России наблюдается острая нехватка фирм, проводящих консалтинг в области логистики. Очевидно, что рынок подобных услуг будет развиваться, поскольку в значительной мере на его емкость повлияет сложившиеся несоответствие между процессами реальной потребности в интеллектуальной поддержке необходимых изменений в области логистики на предприятиях и профессиональным уровнем подготовки персонала. В перспективе, логистический консалтинг вполне может претендовать на роль самостоятельной прикладной науки, которая обладает собственными предметом научного исследования, методами познания явлений и системой знаний.

Перспективным является создание консалтинговых структур на основе аутсорсинга аналитических и инновационных функций. Это позволит предприятиям, не имеющим возможности содержать специалистов соответствующего уровня, внедрять новейшие достижения в области логистики, сосредоточившись на основных функциях предприятия.

Привлечение консалтинговых организаций к решению аналитических задач в области логистики, как разовых, так и на принципах аутсорсинга, предполагающего долгосрочное партнерство, имеет как положительные, так и отрицательные стороны. К преимуществам можно отнести следующие:

1. наличие у консультантов соответствующей методологической и технической базы;
2. наличие опыта решения логистических проблем на различных предприятиях;
3. возможность получения беспристрастного анализа от незаинтересованной стороны, объективная оценка логистических бизнес-процессов;
4. целевая ориентация аналитической работы консультантов на выработку рекомендаций по улучшению логистики на предприятии;
5. наличие большого количества информации, касающейся рынка логистических услуг, опыта других фирм по логистизации (бенчмаркинг) и др.
6. возможность резкого увеличения интенсивности нововведений в логистике по сравнению с имеющимися временными ресурсами их осуществления собственным персоналом предприятия;
7. сосредоточение внимания персонала предприятия на ключевых функциях деятельности предприятия;

Возможными недостатками являются следующие аспекты:

1. использование консультантами схем консалтинга, недостаточно адаптированными под конкретное предприятие
2. наличие у консультантов по сравнению с персоналом меньшего количества информации о данном предприятии, возможно недостаточное знание технологии производства;
3. возможность утечки коммерческой информации. Считается, что при проведении исследований коммерческая тайна лучше сохраняется сотрудниками предприятия, да и акционеры и руководители предприятий не всегда имеют желание делиться с посторонними внутренней информацией;

Перечисленные недостатки можно устранить за счет тщательного отбора консалтинговых фирм и тесных партнерских отношений, основанных на взаимном доверии.

Очевидно, что у большинства российских предприятий наблюдается недостаток финансовых ресурсов на привлечение консалтинговых фирм и осуществление изменений. Поэтому целесообразным может стать логистическое обследование с целью выявления "узких мест" в логистике компаний и выработки рекомендаций по их устранению. В научно-практической литературе дается следующее определение: узкое место - это "рабочий центр, машина, устройство, функция, подразделение и т.п., сдерживающее производство ввиду того, что их производственная мощность меньше плановой нагрузки"[2,c.363]. Узкими местами логистики на предприятии могут быть нерациональное использование транспорта, складов; недостатки информационного взаимодействия с поставщиками и потребителями и т.п.

Обследование логистической системы компании с целью выявления "узких мест" и выработке рекомендаций по улучшению состояния логистики позволит руководству клиента за относительно небольшой срок (даже без применения всего спектра научных методов) увидеть "осязаемость" логистических бизнес-процессов, которая обычно теряется в огромной массе управленческих и финансовых документов. Это позволит наметить ориентиры развития не только логистической системы, но и всех аспектов деятельности компании в целом.

Итак, логистический консалтинг - новый элемент в инфраструктуре бизнеса, призванный помочь руководителям предприятий во внедрении новых логистических методов управления, что позволит добиться конкурентных преимуществ за счет снижения доли логистических затрат и повышения качества обслуживания клиентов. Экономическая эффективность от данного вида услуг будет напрямую зависеть от профессионального уровня сотрудников консалтинговых структур, их технического оснащения и вовлеченности клиентов в процесс.

 

Автор: Дербусалиев Александр, координатор по маркетингу, к.э.н., МЦ МАКБИ

 

на главную